Наука о контактах и не только

Попала почти на месяц ко мне в эксплуатацию моя старая 15-летняя десятка. Я ей сейчас почти не пользуюсь. Проехал на ней за это время 2 с лишним тысячи километров, не без приключений.

Когда заводил первый раз после разлуки – заметил визг ремня первые несколько секунд после запуска. Решил, что после долгой стоянки подразрядился аккумулятор и сильно нагрузил генератор, ремень наверное недотянут и пробуксовал, вот и визг. Сделал себе заметку в голове проверить ремень генератора при случае, проверил – ремень неплох, натянут нормально. Гм, ну ладно.

9 мая запланировал выехать на ней в Москву. Проводил “предполетный осмотр”, отогнул кожух привода ГРМ, заглянул и… обомлел.

IMG-20160503-00406

Подозреваю, что натяжной ролик клинило, ремень терся об него, перегревался, задубел и растрескался. А может быть – ремень был того же качества, что и ролик. Обоим нет и года.

Итак, 9 мая, пригородный поселок, через пару часов ехать 700 км, а у меня убитый ремень. На удивление, в ИЖС-ном блоке нашелся автосервис, который был открыт, мастера взялись поменять мне ремень, “800 рублей, только ремень привезите”. “А где здесь поближе взять ремень?” – спросил я. “У Егорыча” – немедленный ответ. Выспросил – магазин автозапчастей в этом же посёлке, в километре наверное. Поехал, не сильно надеясь на успех – выходной праздничный день. Но магазин оказался открытым, более того – принимал банковские карты, что сняло третью часть проблемы – наличных у меня было только на оплату работы мастеров. Выбрал себе кит из ремня и ролика Gates, оплатил картой, и в течение часа-полутора моя проблема была решена.

В пути решил подзарядить телефон, воткнул в прикуриватель тройник и разъемом USB, и заметил, что… подсветка тройника мигает, пока я его включал и шевелил – то есть питание на него то появляется, то пропадает, и в такт этим миганиям клацает какое-то реле.

Остановился, открыл блок предохранителей, на ощупь определил, что клацает реле указателя поворотов. От греха убрал тройник, на телефонах выключил передачу данных – чтобы поменьше расходовали заряд. Вот только коротыша в проводке и отсутствия связи мне в пути не хватало.

Добрался до Москвы почти без приключений. В какой-то момент в салоне ненадолго появился легкий аромат расплавленного парафина. Решил, что запах прилетел с улицы, так как он быстро пропал.

машину поставил в гараж, разобрал – надо устранить кучу мелких проблем, в том числе неработающую сирену сигнализации. И не спеша, вечерами, 2 с лишним недели устранял косяки.

Когда дошло дело до сирены, пошел проверять проводку, так как сигнализация и сирена оказались исправны. И нашел источник парафинового запаха по пути:

IMG-20160514-00415

Оплавился разъем на красном проводе над блоком реле и предохранителей.  Разъем менять на аналогичный не стал – конструкция у него ненадежная, и располагает к подобным проблемам. Срастил провод при помощи разъемного соединителя WAGO.

Прикуриватель приговорил. Во-первых – у него отвалилась лампа подсветки и просто валялась на полу. Возможно, подкорачивала.

IMG-20160514-00412

Во-вторых – он жестко не фиксировался, всё время после установки его можно было покачать приложением небольших усилий. Отложил решение на потом, решив поменять на какой-то другой – так как оригинальный у меня уже не первый, а как минимум второй, первый, заводской – просто развалился. Но на всякий случай собрал и установил его – хоть какое-нибудь гнездо лучше, чем никакого.

Перед отъездом из Москвы все собрал, и по делам проехал по Москве около 50 км, умеренно постояв в пробках. Возле дома, пытаясь притереться поближе к забору, чтобы оставить побольше места в проезде, заглох. И не завелся. Втягивающее энергично клацало, но стартер не подключало к аккумулятору.

Диагностирования и решение проблемы заняло у меня весь следующий день. Было снято, отдиагностировано и возвращено на место втягивающее, потом стартер с втягивающим (для снятия стартера пришлось сбегать в ближайший OBI за торцевой головкой на 15). Диагностика показала, что узел работает нормально:

VID-20160604-00025

Вот это и была наука о контактах. Почистил все клеммы – стартера, втягивающего, аккумуляторной батареи, массы кузова и двигателя. Зачищал до блеска напильником и надфилями все контактные поверхности (в том числе гайки и шайбы), резьбы чистил, погнувшиеся клеммы выпрямлял пассатижами, после затягивания законсервировал соединения литолом. Помогло еще как – стартер начал крутить мотор как бешеный, мотор – заводиться с полуоборота. Напряжение бортсети в салоне подросло на 0.6В, пропало неприятное подтраивание двигателя при раскрутке двигателя с холостого хода на нейтральной передаче.

Думал потом над этим – гараж, в котором машина стояла – сыроват (крыша малость течет, вентиляции нет) – сырело там все и окислялось. В процессе поездки по городу моторный отсек я основательно прогрел – вот и пропал где-то контакт. Хорошо что в городе, а не на трассе.

Leave a Reply