Начал шелестеть и через какое-то время вообще остановился вентилятор S&P Silent 200 в ванной. Вытяжка там работает крайне плохо, иногда переключается в режим вентиляции – воздух начинает выходить из решетки. Без принудительной вентиляции влажность в ванной быстро поднимается не некомфортной и начинается конденсация. А иногда ванная наполняется весьма неприятными запахами – шахта вентиляции общая с туалетами и по ней проходит канализационный чугунный стояк, которому, предположительно, 60 лет. Решил я эту проблему врезкой в решетку вентилятора с обратным клапаном.

Снял, начал разбирать. Крыльчатка сидела очень плотно, снялась с трудом, когда снимал – боялся сломать. После этого достаточно быстро добрался до мотора в пластиковом кожухе.

Кожух состоит из корпуса и двух крышек, держащихся внутри корпуса на четырех защелках каждая. Все четыре защелки надо отжать в сторону, наружу от крышки и вытянуть крышку. Сделать это тяжело, корпус жесткий и не очень поддаётся отжатию защелок, опять боялся сломать.

В кожухе вместо тихого испанского ноу-хау оказался обычный китайский электромотор 5820.

А весь секрет испанской тишины – в крышках кожуха. Чёрные пружины – то ли очень жесткая резина, то ли мягкий пластик. И именно на них мотор и подвешен, жесткого белого пластика кожуха он нигде не касается.

Вал мотора прокручивался трудно и с гулом, даже при малых скоростях. Ощущались радиальный и осевой люфты. Разобрал мотор и достал ротор.

Под чёрными пластиковыми крышками нашлись маленькие шариковые подшипники и проблема была в них.
Изнутри крышки покрыты налетом, похожим на накипь – это остатки смазки подшипников.

По подшипникам слышно, что внутри они “сухие”. Передний шелестел и люфтил по всем осям.

Задний почти не проворачивался, вращение больше обеспечивалось за счёт проскальзывания внутренней обоймы по валу ротора.

Задний соскочил с вала ротора сам, под ним на валу была ржавчина.

Передний сниматься не хотел, пришлось достать тиски. До выбивания дело не дошло, удалось вытянуть вал из подшипника.

Маркировка нанесена на сальник, её полностью скрыл прозрачный налет. После протирки спиртом удалось разглядеть – 624Z. Достаточно быстро удалось найти аналог от нормального производителя NSK 624ZZ1MC3E в Экзисте по 143 р. за штуку с быстрой доставкой, за несколько дней.

Новое и старое. Не ошибся с заменой, новые точно такие же

Далее шла сборка и тестирование, которые заняли минут 15. Вентилятор заработал как новый. Он и выглядеть стал как новый, так как я все его пластиковые детали тщательно помыл кисточкой в теплой воде с мылом.