Начал шелестеть и через какое-то время вообще остановился вентилятор S&P Silent 200 в ванной. Вытяжка там работает крайне плохо, иногда переключается в режим вентиляции – воздух начинает выходить из решетки. Без принудительной вентиляции влажность в ванной быстро поднимается не некомфортной и начинается конденсация. А иногда ванная наполняется весьма неприятными запахами – шахта вентиляции общая с туалетами и по ней проходит канализационный чугунный стояк, которому, предположительно, 60 лет. Решил я эту проблему врезкой в решетку вентилятора с обратным клапаном.
![](https://inode.pp.ru/wp/wp-content/uploads/2021/03/image.jpg)
Снял, начал разбирать. Крыльчатка сидела очень плотно, снялась с трудом, когда снимал – боялся сломать. После этого достаточно быстро добрался до мотора в пластиковом кожухе.
![](https://inode.pp.ru/wp/wp-content/uploads/2021/03/img_7054-768x1024.jpg)
Кожух состоит из корпуса и двух крышек, держащихся внутри корпуса на четырех защелках каждая. Все четыре защелки надо отжать в сторону, наружу от крышки и вытянуть крышку. Сделать это тяжело, корпус жесткий и не очень поддаётся отжатию защелок, опять боялся сломать.
![](https://inode.pp.ru/wp/wp-content/uploads/2021/03/image-2.jpg)
В кожухе вместо тихого испанского ноу-хау оказался обычный китайский электромотор 5820.
![](https://inode.pp.ru/wp/wp-content/uploads/2021/03/image-1.jpg)
А весь секрет испанской тишины – в крышках кожуха. Чёрные пружины – то ли очень жесткая резина, то ли мягкий пластик. И именно на них мотор и подвешен, жесткого белого пластика кожуха он нигде не касается.
![](https://inode.pp.ru/wp/wp-content/uploads/2021/03/image-3.jpg)
Вал мотора прокручивался трудно и с гулом, даже при малых скоростях. Ощущались радиальный и осевой люфты. Разобрал мотор и достал ротор.
![](https://inode.pp.ru/wp/wp-content/uploads/2021/03/img_7059-768x1024.jpg)
Под чёрными пластиковыми крышками нашлись маленькие шариковые подшипники и проблема была в них.
Изнутри крышки покрыты налетом, похожим на накипь – это остатки смазки подшипников.
![](https://inode.pp.ru/wp/wp-content/uploads/2021/04/20210323_190854028_ios-edited-rotated.jpg)
По подшипникам слышно, что внутри они “сухие”. Передний шелестел и люфтил по всем осям.
![](https://inode.pp.ru/wp/wp-content/uploads/2021/03/img_7061-768x1024.jpg)
Задний почти не проворачивался, вращение больше обеспечивалось за счёт проскальзывания внутренней обоймы по валу ротора.
![](https://inode.pp.ru/wp/wp-content/uploads/2021/03/img_7060-768x1024.jpg)
Задний соскочил с вала ротора сам, под ним на валу была ржавчина.
![](https://inode.pp.ru/wp/wp-content/uploads/2021/03/img_7064-768x1024.jpg)
Передний сниматься не хотел, пришлось достать тиски. До выбивания дело не дошло, удалось вытянуть вал из подшипника.
![](https://inode.pp.ru/wp/wp-content/uploads/2021/03/img_7066-1024x768.jpg)
Маркировка нанесена на сальник, её полностью скрыл прозрачный налет. После протирки спиртом удалось разглядеть – 624Z. Достаточно быстро удалось найти аналог от нормального производителя NSK 624ZZ1MC3E в Экзисте по 143 р. за штуку с быстрой доставкой, за несколько дней.
![](https://inode.pp.ru/wp/wp-content/uploads/2021/03/img_7107-1024x768.jpg)
Новое и старое. Не ошибся с заменой, новые точно такие же
![](https://inode.pp.ru/wp/wp-content/uploads/2021/04/20210330_164437196_ios-scaled-e1617802804866-1024x754.jpg)
Далее шла сборка и тестирование, которые заняли минут 15. Вентилятор заработал как новый. Он и выглядеть стал как новый, так как я все его пластиковые детали тщательно помыл кисточкой в теплой воде с мылом.